Президиум вс рф какая инстанция

О странностях в устройстве президиума вс

Президиум вс рф какая инстанция

Президиум Верховного Суда – один из наиболее интересных и загадочных органов российской судебной власти.

Находясь на самой вершине судебной пирамиды, он больше, чем любой другой суд, даже Конституционный, напоминает собою «классические» верховные суды стран общего («прецедентного») права, в первую очередь США, Канады и Великобритании.

Формально он даже выше их, потому что представляет собою не третью, а пятую (!) инстанцию в судебной системе. Точно так же он обладает обширными полномочиями, вполне сопоставимыми с полномочиями верховных судов стран Запада.

Поэтому именно Президиум ВС, а вовсе не Верховный Суд РФ целиком, является ближайшим аналогом верховных судов англосаксонских юрисдикций.

В самом деле, в Верховном Суде США насчитывается лишь 9 судей, столько же в Верховном Суде Канады, в Верховном Суде Великобритании – 12, и во всех этих судах дела решаются в полном составе судей; однако штат российского Верховного Суда состоит из 170 человек, распределенных по многочисленным коллегиям и решающих дела в «тройках», и только Президиум Верховного Суда рассматривает дела в полном составе и, подобно англосаксонским верховным судам, представляет собой компактную коллегию, в которой должно быть 13 судей.

Должно быть? И где написано, что их тринадцать? Вот тут и начинается удивительное. В то время как размер Верховного Суда и каждой из его коллегий в отдельности устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде и специальным федеральным законом 2014 г.

, количество членов Президиума установлено всего лишь регламентом Верховного Суда, каковой регламент сам же Верховный Суд и принимает.

Таким образом, нарушена логика правового регулирования: размер нижестоящих инстанций – коллегий Верховного Суда – определяется законодательными актами весьма высокого уровня, а вот размер высшей инстанции установлен всего лишь подзаконным актом – «внутренним уставом» Верховного Суда, который может быть изменен самим Судом в любую минуту.

Никаких пределов его усмотрению не положено: к примеру, если Верховный Суд захочет учредить Президиум в составе 40 человек, то он вправе сделать это. Заметим, что единственный сравнимый по своему статусу с Президиумом судебный орган – Конституционный Суд РФ – ничего подобного сделать не может: количество судей в нем закреплено аж в самой Конституции, и требуются конституционные поправки, чтобы его изменить. А тут – всего лишь регламент…

Признаться, мне неведомо, в какой еще стране размер судебного ареопага регулируется столь легкомысленно и алогично. Возможно, в этом есть какой-то особый смысл, но он мне недоступен.    

На этом удивительное не кончается. Допустим, что 13 – это хорошая цифра; но в настоящее время реальное членов Президиума гораздо меньше: по факту, их всего лишь 10, и уже покрылись дымкой забвения те времена, когда Президиум был полностью укомплектован.

Непонятно, что именно год за годом мешает председателю Верховного Суда рекомендовать Президенту, а через него и Совету Федерации, каких-либо кандидатов на вакантные места, тем более что сам же Верховный Суд и определил эту цифру.

Ясно же, что количество членов и «полнота комплекта» судебного органа, а тем более высшего – это не пустой вопрос; напротив, от этого зависит исход дел, а имея в виду, что Президиум с давних пор взял за правило заниматься почти исключительно уголовными делами, то и людские судьбы от этого зависят! Будь там еще трое судей, чьи места давно пребывают вакантными, некоторые дела могли быть решены по-другому: недостающие члены Президиума могли бы ать иначе, нежели текущее большинство, или выдвинуть доводы, которые не пришли на ум остальным, и тем самым убедить их принять другую точку зрения.

Закон о Верховном Суде, не устанавливая число членов Президиума и, вопреки здравому смыслу, целиком отдавая этот вопрос на откуп самому Верховному Суду, тем не менее говорит, что решения Президиума принимаются большинством его членов, присутствующих в заседании.

А каков кворум? Сколько членов должно быть в заседании, чтобы Президиум был правомочен? На это закон отвечает, что заседание считается правомочным, если в нем присутствует большинство членов Президиума.

Но какое именно большинство? Большинство от комплекта – числа членов по штату, то есть 7 из 13-ти, или большинство от наличных членов, то есть 6 из 10? Будет ли решение законным, если в заседании присутствовали только шестеро? При просмотре выборки из решений Президиума за прошлый год мы обнаруживаем, что число членов в заседании никогда не опускается ниже семи. Вероятно, сам Президиум, «во избежание сомнений», старается придерживаться именно такого минимума. Вместе с тем, из конкретных решений видно, что семь – это не только фактический минимум, но и типичный состав, поскольку восемь судей присутствуют не так часто, а девять или десять – очень редко. К тому же львиная доля дел в Президиуме (примерно 3/4) посвящены рутинному возобновлению производства после решений ЕСПЧ, а возобновление происходит на основании представлений председателя Верховного Суда (которые неизменно удовлетворяются), вследствие чего он сам присутствует в Президиуме лишь в исключительных случаях (8 дел в прошлом году); обычно председательствует его первый заместитель, так что фактическое число лиц, регулярно участвующих в работе Президиума – лишь девять человек, то есть в полтора раза меньше, чем должно быть по регламенту.

И довольно понятно, почему всё складывается именно так. Дело в том, что устройство ВС наследует советской традиции, которая все высшие органы устраивала по модели политбюро.

В сталинское время везде были учреждены президиумы: Президиум ЦК КПСС, Президиум Совета Министров, Президиум Верховного Совета, Президиум Верховного Суда… Во всех этих президиумах заседали только «самые большие начальники».

Вот и Президиум ВС до сих пор строится по сталинской номенклатурно-иерархической модели: в нем заседают именно и только высокие начальники, судебные администраторы. Кроме председателя ВС, туда по должности входят его первый заместитель и шестеро других заместителей – председатели коллегий ВС.

Еще два места получили секретарь Пленума и председатель ВККС, который к тому же является председателем одного из судебных составов уголовной коллегии.

Поскольку иных персон, равных им по чину и должности, в Верховном Суде больше нет, оставшиеся три места годами пустуют: вероятно, считается, что председателям составов и простым судьям ВС не пристало входить в «политбюро» наравне с большими начальниками. Но входящие в него иерархи неизбежно загружены административной работой, поэтому отвлекаться на дела Президиума им должно быть не так-то легко. Нечего удивляться, что они так редко собираются в полном составе.

Между тем, нормальная модель высшей судебной инстанции противоположна советской модели. В норме, членами высшей инстанции должны быть не самые выдающиеся администраторы, а самые выдающиеся судьи.

Судопроизводство и конкретное правоприменение, с одной стороны, и управление большим учреждением, с другой – это совершенно разные занятия и даже разные профессии. Превосходное умение делать одно вовсе не означает умения столь же хорошо делать другое.

Но даже если предположить, что в нашем случае эти умения счастливо сочетаются в лице членов Президиума и они бесспорно самые лучшие юристы в Верховном Суде или даже всей судебной системе, то и тогда очевидно, что их административные занятия не могут не сказываться на рассмотрении конкретных дел, на чисто судебной работе. А ведь эти дела требуют полного внимания – от них и судьбы человеческие зависят, и направление судебной практики.

Наличие в Президиуме высших иерархов в лице председателей коллегий ВС порождает вдобавок и конфликт интересов, поскольку Президиум пересматривает решения этих коллегий в надзорном порядке.

Кто счел бы нормальной ситуацию, когда председатель апелляционного суда заседает в качестве судьи в кассационном суде, который пересматривает дела, поступающие из возглавляемой им нижестоящей инстанции? А ведь в случае Верховного Суда мы видим ровно то же самое, только на более высоких этажах судебной власти.

Из всего сказанного следует, что:

1) Число судей в самой высокой инстанции, хотя бы и 13, должно быть установлено законодательной властью, федеральным конституционным законом о Верховном Суде, а не внутренним регламентом;

2) Многолетнее наличие вакансий в Президиуме недопустимо – должны быть установлены четкие сроки, в течение которых их следует заполнять;

3) Число иерархов в Президиуме должно быть резко сокращено – думаю, вполне достаточно присутствия там председателя ВС и его первого заместителя;

4) Даже если в течение какого-то времени судебные иерархи и останутся в Президиуме ВС в нынешнем числе, к ним все равно следует добавить судей из числа рядовых членов ВС, а при рассмотрении дел из подчиненной ему коллегии председатель последней должен устраняться из числа членов Президиума во избежание конфликта интересов.

Конечно, этим не исчерпываются все желательные изменения – здесь указаны только те, которые необходимы, чтобы скорейшим образом привести устройство высшей инстанции к нормальности. Поскольку мы недавно вступили на стезю изменений системы государственного управления, сейчас самое время реформировать эту архаичную структуру.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/02/24/o_strannostyah_v_ustrojstve_prezidiuma_vs

Президиум Верховного суда

Президиум вс рф какая инстанция

Для целей обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а равно для целей реализации конституционного права на соответствующую защиту, в настоящее время в Российской Федерации, сформирована целостная система юрисдикционных органов, особое значение в рамках которой придается судебным органам.

При этом анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что во главе соответствующей системы в нашей стране находится Верховный суд Российской Федерации, порядок формирования и компетенция которого, также определены на уровне федерального законодательства.

Определение 1

Верховный суд Российской Федерации – высший российский судебный орган, одновременно возглавляющий систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основы правового положения рассматриваемого органа в условиях отечественной правовой системы детализируются в положениях Конституции РФ.

При этом следует обратить внимание на то, что с момента принятия Конституции РФ, свыше двадцати лет соответствующие системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов возглавлялись различными органами – соответственно Верховным судом и Высшим арбитражным судом.

Однако в связи с внесением изменений в действующую Конституцию РФ и ряд федеральных нормативных правовых актов вышеназванные юрисдикционные органы были объединены, а их правопреемником стал Верховный суд Российской Федерации, которой с учетом обозначенных компетенционных особенностей в настоящее время не является звеном системы судов общей юрисдикции.

Проводя характеристику полномочий Верховного суда РФ следует отметить, что действующим законодательством соответствующему органу предоставлен достаточно обширный круг компетенции, элементы которого направлены не только на обеспечение судопроизводства и защиту конкретных прав и свобод различных субъектов, но и не обеспечение эффективности, последовательности и единообразия судопроизводства в Российской Федерации в целом.

Обеспечению реализации всей совокупности возложенных на Верховный суд задач, способствует его особая структура, элементами которой в настоящее время выступают:

  • Президиум и Пленум Верховного суда;
  • Апелляционная коллегия
  • Пять судебных коллегий, сферу компетенции которых составляет, соответственно, рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров, и споров, субъектами которых выступают военнослужащие;
  • Дисциплинарная коллегия Верховного суда РФ.

Кроме того, для целей обеспечения деятельности Верховного суда, не связанной с непосредственным отправлением правосудия, в его составе функционирует аппарат ВС РФ, Судебный департамент при Верховном суде РФ, и Научно-консультативный совет при ВС РФ.

Особенности деятельности Президиума Верховного суда Российской Федерации

Как было отмечено выше, особое место в современной структуре Верховного суда Российской Федерации отведено его Президиуму.

Говоря о субъектом составе рассматриваемого звена Верховного суда РФ следует отметить, что в настоящее время в состав Президиума входят тринадцать судей Верховного суда. При этом некоторые из них входят в него по должности, а остальные утверждаются Советом Федерации РФ по Представлению Президента, которое в свою очередь, основывается на представлении председателя Верховного суда.

Замечание 1

Кроме того, важной процедурной особенностью утверждения персонального состава Президиума ВС РФ выступает наличие положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Следовательно, отсутствие обозначенного согласия влечет невозможность утверждения состава Президиума ВС РФ и необходимость повторного инициирования формирования персонального состава рассматриваемого звена высшего судебного органа Российской Федерации.

После формирования и утверждения состава Президиума Верховного суда его деятельностью руководит председатель ВС РФ, который, как было отмечено выше, входит в его состав по должности, а при его временном отсутствии – заместитель председателя Верховного суда, наряду с исполнением иных полномочий председателя ВС РФ.

Деятельность и полномочия Президиума Верховного суда РФ

Как было отмечено выше, Президиуму Верховного суда РФ, как звену высшего российского судебного органа присуща особая процедура формирования и организация, предусмотренная действующим федеральным законодательством.

При этом переходя к характеристике непосредственной деятельности Президиума ВС РФ следует отметить, что в настоящее время установлено правило, в соответствии с которым Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже чем раз в месяц, причем правомочны они при наличии большинства членов (минимум семь человек).

Постановления Президиума, принимаемые по наиболее важным вопросам также утверждаются большинством членом Президиума (участвующих в заседании) и подписывается Председателем ВС РФ.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время круг полномочий Президиума Верховного суда РФ представлен совокупностью следующих прав и обязанностей:

  1. Надзорное производство в пределах полномочий по рассмотрению жалоб и представлений, а также производство в связи с новыми и вновь открывшимися обстоятельствами по жалобам (представлениям) уже проходившим процедуру надзорного производства в Президиуме Верховного суда РФ;
  2. Оценка материалов изучения и обобщения судебной практики нижестоящих судов, анализирует сведения судебной статистики;
  3. Рассмотрение вопросов организационного характера касательно деятельности ВС РФ;
  4. Оказание помощи нижестоящим инстанциям в обеспечении верного правоприменения и т. д.

Замечание 2

Таким образом, в результате проведения анализа особенностей организации и деятельности Президиума Верховного суда Российской Федерации, как звена высшего российского юрисдикционного органа, можно сделать вывод об исключительной важности его деятельности для целей обеспечения законности и последовательности правоприменения в РФ.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sud_kak_organ_sudebnoy_vlasti/prezidium_verhovnogo_suda/

Инстанции судов: виды инстанций, описание, понятие, особенности

Президиум вс рф какая инстанция

Последнее обновление: 03.03.2020

При обращении в суд каждая из сторон надеется, что положительное решение их спора будет принято на первом же заседании. В реальности таких дел не так много, как хотелось бы всем участникам процесса. Значительная часть споров пересматривается сначала в апелляционном порядке, а иногда даже передается в суд кассационной инстанции.

Что такое судебная инстанция?

По своей сути судебная инстанция – это не орган или подразделение судебной системы РФ, а функция, которую они уполномочены исполнять. В России действует четыре инстанции, закон №1-ФКЗ от 1996 года:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Исходя из правил судопроизводства в РФ, дела должны рассматриваться в строгой последовательности:

  1. В первой инстанции по существу (в обязательном порядке).
  2. В апелляционном, а затем кассационном порядке (если соблюдены сроки обращения с апелляцией). Если апелляцию не подавали, то остается возможность обращения с кассацией.
  3. В порядке надзора. Оценку законности проводит Президиум ВС РФ.

Функции и градация судебных инстанций

Виды и отличия судебных инстанций

Человеку, впервые обращающемуся в суд, нужно четко разделять понятия юрисдикции, подсудности и инстанции:

  • юрисдикция – полномочия отдельного суда рассматривать дела разной направленности (гражданские споры, уголовные деяния, разбор разногласий между субъектами хозяйствования);
  • подсудность – иск должен быть направлен по территориальности (в некоторых делах это только место нахождения ответчика, а в отдельных – допускается обращаться по адресу регистрации истца);
  • инстанция – иск, жалоба или представление могут быть направлены в суды разной юрисдикции, если они имеют право выполнять ту функцию, которая необходима заявителю (рассматривать апелляцию, кассационную или надзорную жалобу).

Один и тот же судебный орган может выполнять роль одновременно нескольких инстанций (к примеру, Верховный Суд России совмещает сразу четыре функции). Для того чтобы разобраться в полномочиях разных ступеней в инстанционной судебной иерархии, нужно понимать общую суть каждой и различия между ними.

В зависимости от вида рассматриваемого дела, один и тот же орган может выступать как судом первой инстанции, так и апелляционной или кассационной инстанцией

Первая инстанция

Первая инстанция – начало любого судебного разбирательства. Заявление о предъявлении иска или о вынесении судебного приказа рассматривается судьей на предмет:

  • обстоятельств дела;
  • наличия либо отсутствия признаков преступления или правонарушения;
  • установления виновности конкретного ответчика.

Судьи рассматривают и изучают доказательства, оценивают возможность их процессуального применения, вызывают свидетелей, экспертов, прочих участников дела.

Важно! В различных случаях судом первой инстанции может выступать даже Верховный Суд России, ст. 2 закона №3-ФКЗ.

Вторая инстанция

Вторым этапом рассмотрения спора является апелляция – повторное разбирательство по делу, по которому уже вынесено решение. Начать апелляционное обжалование необходимо до момента вступления в силу постановления суда первой инстанции (обычно это происходит в течение месяца).

При апелляционном обжаловании суд второй инстанции заново рассматривает все детали и доказательства

Порядок подачи апелляционного представления определяется в соответствии с процессуальными нормативами РФ:

В 2019 году судебные органы общей юрисдикции были реформированы в части порядка рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб. В частности, законом №1-ФКЗ от 2011 (глава 2.2) года введены в действие Апелляционные суды общей юрисдикции. В их компетенцию входят представления и жалобы по спорам, проигранным в верховных судах субъектов федерации.

Как и прежде, в полномочии суда апелляционной инстанции в уголовном, гражданском и уголовном процессах осталось право:

  • отменить первое решение;
  • оставить его без изменений;
  • отменить постановление или приговор частично;
  • оставить обращение без рассмотрения (к примеру, если срок для подачи жалобы уже пропущен, и решение вступило в законную силу).

Важно! В процессе апелляционного обжалования происходит повторное рассмотрение дела, с изучением вещественных доказательств и подробностей дела. С октября 2019 года вновь образованные Апелляционные суды могут рассматривать также дела по вновь открывшимся свидетельствам и обстоятельствам.

Третья инстанция

В отношении постановлений и приговоров, вступивших в законную силу, может быть инициировано кассационное разбирательство. Податель жалобы может пропустить процесс апелляционного разбирательства.

Кассация затрагивает исключительно вопросы законности и справедливости решения, вынесенного в судах первой и второй инстанций. Изучение доказательств по делу и опрос участников процесса не производится. Изучаются только выводы суда и правильность применения правовых норм.

В кассационной жалобе можно указать:

  • на ошибку в применении норма права, которая имела существенное влияние на исход дела (с приведением убедительных доводов);
  • на нарушение прав третьих лиц, не участвовавших ранее в процессе.

Кассационный суд не может оценивать или основываться на обстоятельствах и доказательствах, которые не были представлены судье первой инстанции (или во время апелляции).

С 2019 года в России действует 9 Кассационных судебных подразделений, глава 2.1 закона №1-ФКЗ от 2011 года.

Их обязанность – рассматривать жалобы по делам общей юрисдикции в порядке кассации, а также по вновь представленным или раскрывшимся обстоятельствам.

Данная реформа позволила избежать ситуаций, когда апелляционную и кассационную жалобы по одному делу рассматривает один и тот же судебный орган.

Четвёртая инстанция

Верховный суд является наивысшей инстанцией

Наивысшей и исключительной ступенью судебного производства принято считать надзорную инстанцию. В порядке надзора решения и приговоры, вступившие в силу, рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. Надзорная функция может распространяться на дела практически любой юрисдикции:

  • на уголовные – в порядке, предусмотренном главой 48.1 УПК (по приговорам, вынесенным Апелляционной коллегией ВС, кассационным решениям Судебных коллегий по уголовным делам и делам военнослужащих, постановления Президиума ВС);
  • на гражданские – согласно главе 41.1 ГПК (надзору подлежат определения ВС РФ, если дело рассматривалось в нем изначально, определения Судебных коллегий ВС по гражданским спорам и делам военных, Апелляционной коллегии ВС);
  • на арбитражные – в порядке, описанном в главе 36.1 АПК (Президиум ВС рассматривает решения Судебных коллегий, принятые в порядке первого рассмотрения, апелляционного или кассационного обжалования);
  • на административные – в соответствии с главой 36 КАС (по определениям Судебной коллегии по административным правонарушениям, принятые в первичном рассмотрении, в порядке апелляции или кассации).

Порядок рассмотрения дел судами разных инстанций

Особенности функционирования каждой инстанции

В схеме судов общей юрисдикции одно и то же структурное подразделение может выступать в роли разных инстанций.

Подразделение судебной системыРассматривают споры в качестве и порядке
первой инстанцииапелляционного обжалованиякассационного рассмотрения
Мировой судьяО разводе (без детей), имущественные споры (цена иска менее 50 000 руб.), выдача приказов до 500 000 руб, об административных нарушениях и уголовных проступках (если максимальное наказание не более 3 лет заключения)Нет полномочий
Районный судГражданские неимущественные и имущественные споры, уголовные дела, вопросы наследства и разводы (если есть дети), административные и трудовые спорыПересматривают решения мировых судейНет полномочий
Суды областные, субъектов федерации, краев, автономных округов и областейВсе гражданские споры, дела о сохранности гостайны, часть вопросов об админнарушенияхВ отношении решений районных судов по территориальностиПолномочия переданы в Кассационные суды, ст. 23.2 закона №1-ФКЗ
Верховный судЭкономические споры между федеральными властями и органами субъектов России, а также высшими органами госуправления РФВ Апелляционной палате рассматриваются решения, принятые ВС РФ, если дела изначально рассматривались в одной из Судебных коллегий ВСВ отношении решений, принятых высшими судебными органами субъектов РФ, а также решений других судов, если другие способы обжалования уже исчерпаны

Решения арбитражных судов первой инстанции проходят свой путь обжалования. По данной категории дел работают свои Арбтражные апелляционные суды (ст. 33.1 закона №1-ФКЗ от 1995 года), а кассации рассматриваются в Арбитражных судах округов (всего их 10 по всей России, ст. 24 закона №1-ФКЗ от 1995 года).

Для обжалования решений арбитражных судов предусмотрен отдельный порядок

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/sudebnaya-instanciya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.