Право на обращение в суд надзорной инстанции

Право на обращение в суд надзорной инстанции в арбитражном процессе

Право на обращение в суд надзорной инстанции

Право на обращение в суд надзорной инстанции: субъекты, объект оспаривания (пересмотра), требования к заявлению или представлению о пересмотре и последствия их несоблюдения.

Арбитражный процесс предусматривает пересмотр судебных решений в порядке надзора как средство исправления возможных судебных ошибок.

АПК РФ устанавливает при этом исключительный порядок надзорного производства: вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено только в случаях принесения жалобы или представления лицом, имеющим на то право.

Субъекты, уполномоченные на обращение в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

Надзорное производство возбуждается только по заявлениям:

— лиц, участвующих в деле;

— лиц, не участвовавших в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт;

— органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по делам об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ.

Объект оспаривания (пересмотра) при обращении в надзорную инстанцию в арбитражном процессе

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Требования к надзорным жалобе, представлению в арбитражном процессе

В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны (ст. 308.2 АПК РФ):

1) наименование суда, в который они подаются;

2) наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

3) наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;

4) наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;

5) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;

6) предмет спора;

7) основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

8) просьба лица, подающего жалобу, представление;

9) перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Последствия несоблюдения требований к надзорным жалобе, представлению

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным п. 1 — 6 и 8 ч. 1 и ч. 3 — 5 ст. 308.2 АПК РФ;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного акта в порядке надзора, установленный ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ, и в надзорных жалобе, представлении не содержится ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;

4) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ.

Надзорные жалоба, представление возвращается без рассмотрения по существу в течение десяти дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Источник: https://juristic.pro/arbitrazhnyj-process/pravo-na-obrashhenie-v-sud-nadzornoj-instancii-subekty-obekt-osparivaniya-peresmotra-trebovaniya-k-zayavleniyu-ili-predstavleniyu-o-peresmotre-i-posledstviya-ix-nesoblyudeniya.html

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Право на обращение в суд надзорной инстанции

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Право на обращение в суд надзорной инстанции

Право на обращение в суд надзорной инстанции

Содержит усеченное право на надзорный пересмотр – возможность обратиться в надзор и получить правовую оценку этого обращения.

Пересмотр материалов дела зависит от усмотрения уполномоченных субъектов, компетентных решать вопрос о передаче дела на рассмотрения в Президиум ВС.

Президиум ВС – единственный может осуществлять надзорную проверку.

Субъекты:

– лица, участвующие в деле

– лица, не участвовавшие в рассмотрении дела, если их права, свободы и законные интересы нарушены этим постановлением.

– прокурор (только Генеральный прокурор или его заместители; им разрешается обращаться с надзорным представлением только если в данном деле участвовал прокурор в суде первой инстанции ч.3 ст.391.1 ГПК)

– вышестоящие чиновники от суда ст.391.11 – Председатель ВС РФ или его заместители – в некоторых случаях

ч.2 ст.391.1 – объекты.

Исключается судебный приказ.

Ст. 391.2 – Сроки – 3 месяца со дня вступления оспариваемого акта в законную силу

Жалоба/представление подается непосредственно в ВС РФ.

Требования к жалобе и представлению одинаковые.

Лица, участвующие в деле должны указать согласно п.6 ч.1 ст.391.3 на основание для пересмотра судебного постановления. Лицо, участвующее в деле должно убедить суд в наличии серьезнейшей правовой ошибки.

Иные ч.2 ст.391.3 должны указать какие права, свободы, законные интересы нарушены постановлением

Оплата госпошлиной – в твердой сумме.

Если жалоба поступила в ВС, то к ее предварительной проверке приступает судья ВС РФ единолично. Порядок рассмотрения на этом этапе закон почти не регулирует.

Если судья видит, что основания есть, он вправе приостановить исполнение судебного акта.

Решение этого вопроса он принимает не по своей инициативе, а только если есть просьба заинтересованного лица, изложенная в жалобе или ином ходатайстве. Приостанавливается исполнение до окончания надзорного производства.

Если не соответствует требованиям ст.391.4 – может возвратить жалобу. Основания те же, что и в кассации (не то лицо, истек срок, формальные требования не соблюдены, если заявитель решил забрать свою жалобу).

Если жалоба требованиям соответствует, то судья ВС, принимает к рассмотрению с точки зрения доводов, изложенных в ней, результатом изучением доводов:

– определение об отказе передать жалобу на рассмотрение Президиума

– передать на рассмотрение Президиума

Основания для отмены/изменения постановлений – ст.391.9 :

– установленные на предварительном этапе проверки жалобы нарушения право и свобод человека и гражданина, предусмотренных Конституцией, нормами международного права, общими принципами.

– нарушены интересы неопределенного круга лиц

– нарушение единообразия толкования/применения нормы

Основание – нарушение нормы материального/процессуального права, только такое, которые привело к указанным последствиям.

Единой судебной практикой будет считаться восприятие в качестве источников права не только тех, которые формально определены законом (ст.1, ст.11 ГПК), но и позиции, изложенные вышестоящих судебных инстанций по конкретным делам. Также нужно воспринимать в качестве источника – обзоры практики (Постановление ВС).

Установив на предварительном этапе, что есть основания полагать наличие существенной, фундаментальной ошибки, приведшей к последствиям 391.11 – судья передает на рассмотрение Президиума.

Президиум ВС РФ созывает судебное заседание, о котором обязательно извещает заинтересованных лиц, но неявка лиц не препятствует проведению судебного заседания. Ч. 5ст.391.10 – право заинтересованных лиц принять участие.

Назначается судья – докладчик. Лица, участвующие в деле могут выступать. Никаких новых доказательств рассматривать в надзоре нельзя.

Пределы надзорной проверки – ст.391.12 ч.2 ГПК – необходимость держаться в пределах надзорной жалобы, но в интересах законности Президиум вправе выйти за эти пределы. Только в обжалованной части, только те акты, которые обжалуются.

Полномочия суда: ст.391.12 ГПК:

– оставить жалобу без удовлетворения, оспариваемый акт – без изменения

– направить на новое рассмотрение, если суд увидит существенные пробелы, приведшие к неправильному выводу и т.д. (как и в кассации). Нельзя диктовать нижестоящему суду ч.2 абз.2 ст.391.12 ГПК

– изменить/ вынести новое постановление, если есть возможность самому надзору исправить ошибку в применении права.

– суд вправе выбрать любое из ранее вынесенных постановлений и оставить в силе именно его

– окончить производство по делу без вынесения решения в одной из форм: прекращение; оставление без рассмотрения

– оставить без рассмотрения (ошибка на этапе предварительной проверки судьей единолично)

Все свои полномочия Президиум оформляет Постановления



Источник: https://infopedia.su/17x422a.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.