Определение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Содержание

Понятие подведомственности. Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции

Определение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Дело может быть возбуждено только в том случае, если его рассмотрение и разрешение отнесены к компетенции суда или, как это принято называть в российском процессуальном праве, его подведомственности.

Объективная необходимость существования института подведомственности состоит в том, что в любом государстве складывается система органов, наделенных правом разрешать конфликты юридического характера, и, как следствие, возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Подведомственность гражданского дела является необходимым и безусловным основанием возникновения процесса по делу и рассмотрения его судом. Граница, определенная подведомственностью, считается для времени возбуждения гражданского дела твердой и определенной, поэтому она и может иметь значение предпосылки права на доступ к правосудию.

Понятию подведомственности в юридической литературе уделялось достаточно много внимания. Однако до сих пор в литературе не сложилось единого подхода к определению содержания данного правового института.

В широком смысле понятие подведомственности охватывает совокупность вопросов, которые в силу закона или подзаконного правового акта должны разрешаться тем или иным органом государственной власти или местного самоуправления[285].

Такое понятие подведомственности во многом схоже с тем, которое было выработано в дореволюционной литературе.

По сути, как таковой подведомственности в процессуальном законодательстве дореволюционного периода сформулировано не было. Однако существовал институт “ведомства”, который определял круг дел, подлежащих рассмотрению в том или ином органе.

Институт подведомственности в советском гражданском процессе был связан с деятельностью государственных и общественных органов, поэтому подведомственность дел судебным органам понимали как “разграничение компетенции между ними, с одной стороны, и иными государственными и общественными органами – с другой, по рассмотрению и разрешению гражданских дел”[286]. Современное российское законодательство, основанное на Конституции РФ и международных стандартах, закрепило правило о том, что правосудие может осуществлять только суд.

В литературе понятие “подведомственность” употребляется в различных смыслах:

а) как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов;

б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных отраслевых нормативных актах, определяющих ту или иную форму защиты права;

в) как предметная компетенция судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций по рассмотрению и разрешению споров и иных правовых вопросов;

г) как предпосылка права на обращение в суд

Институт подведомственности юридических дел, как отмечал Ю.К. Осипов, решает задачу разграничения компетенции органов, наделенных правом разрешать юридические дел.

По мнению Ю.К.

Осипова, “институт подведомственности в правовом регулировании общественных отношений играет роль распределительного механизма, с помощью которого государство обеспечивает подключение к нему различных форм разрешения юридических дел в соответствии с характером тех общественных отношений, из которых эти дела возникают. Действие этого механизма обеспечивается путем указания в законе на определенные критерии, в зависимости от которых конкретные дела поступают на разрешение указанных в законе органов”[287].

Указанный автор определяет подведомственность как «круг споров о праве и иных материально-правовых вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех или иных органов государства, общественности либо органов смешанного характера»[288].

Д.Н. Бахрах справедливо указывает на то, что «подведомственность – неотъемлемая часть компетенции. В то же время это определенная, регулируемая правом связь двух сторон правоотношения: той, которая ведает, решает, и той, которая подведомственна, зависима.

Ведать делами – значит решать вопросы в отношении определенных индивидуальных и коллективных субъектов права.

Для лидирующих субъектов подведомственность – это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, обязывает их производить определенные действия, решать дела, составлять документы и т.д.

Она определяет предметные, территориальные границы полномочий. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает, уполномочен, кому подведомственны дела, вопросы, иные объекты властного воздействия»[289].

По мнению В.В. Яркова «подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами»[290]

Таким образом, подведомственность-это совокупность гражданских процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок их реализации.

Сходный характер с категорией подведомственности имеет термин «подсудность».

В отличие от подведомственности, которая регулирует относимость юридических дел к различным юрисдикционым органам, подсудность является категорией более узкого порядка, поскольку распределяет дела только между различными судами, притом не всеми, а входящими в одну систему судов (например, судов общей юрисдикции или арбитражных судов)[291].

Правовую основу института подведомственности составляет ст. 46 Конституции РФ. Из нее следует:

а) все дела по спорам о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц подведомственны судам без каких-либо ограничений, т.е. независимо от того, имеется ли специальная норма, устанавливающая или исключающая такую подведомственность;

б) другие дела, в которых нет спора о защите прав, свобод или охраняемых законом интересов, подведомственны судам лишь в случаях, предусмотренных законом. К последним, например, можно отнести дела об усыновлении (удочерении), переданные в подведомственность судов общей юрисдикции Федеральным законом, принятым 18 июля 1996 г., дополнившим ГПК РСФСР 1964 г. гл. 29.1 (в ГПК РФ – гл. 29).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст. 123 ГПК РСФСР в связи с жалобами ряда граждан были изложены следующие правовые позиции.

В соответствии со ст. 46 (ч. 1) Конституции РФ во взаимосвязи со ст. ст. 17 (ч. ч. 1, 2), 15 (ч. 1) Конституции РФ, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и ст.

14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года каждому принадлежит право на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда, означающее, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно.

Законом должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское дело, что позволило бы суду, сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в этом вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е.

дискреционным полномочием правоприменительного органа, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона[292].

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г №13-П по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона.

“О прокуратуре Российской Федерации” сказано, что из Конституции РФ вытекает принцип правосудия, в силу которого надлежащим судом для рассмотрения дела признается суд, компетенция которого определена законом, обосновывающим как разграничение видов судебной юрисдикции, так и определение предметной, территориальной и инстанционной подсудности. Необходимость определения законом надлежащего суда для каждого дела исключает нечеткое или расширительное определение судебной компетенции, допускающее ее произвольное истолкование правоприменителем.

Неограниченность права на судебную защиту и устройство судебной системы Российской Федерации (наличие в ней двух самостоятельных подсистем: судов общей юрисдикции и арбитражных судов, – а также обособленного органа, не имеющего “своей” подсистемы, – Конституционного Суда РФ) требует особой четкости в регулировании института подведомственности дел судам – в разграничении предметной компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также между этими судами и Конституционным Судом РФ[293].

Общее правило разграничения подведомственности гражданских дел между судами вытекает из особенностей судебной системы Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=IEKhECZKqYE

ФКЗ «О судебной системе» в ст.4 устанавливает следующую систему судов в РФ:

1) Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды рассматривают экономические споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

3) система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ.

Особенность судебной системы состоит в том, что Конституционный Суд РФ и арбитражные суды рассматривают только те категории дел, которые отнесены законами к их ведению.

Суды общей юрисдикции не имеют строго определенной предметной компетенции и рассматривают все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции указанных судов.

Согласно ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;

4) дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Исходя из этого, в указанной статье приведен лишь примерный перечень наиболее распространенных категорий дел, подведомственных судам общей юрисдикции, с участием самых разнообразных субъектов (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических правоотношений.

Этот перечень не является исчерпывающим. Судам общей юрисдикции подведомственны и другие исковые дела, которые могут возникнуть из каких-либо иных правоотношений, не перечисленных в ч. 1 ст. 22 ГПК РФ.

Конституционный Суд РФ в Определении от 17.06.

2013 N 974-О указал на то, что федеральный законодатель, установив в статье 22 ГПК Российской Федерации категории дел, разрешение которых отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, конкретизировал тем самым статью 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому оспариваемое законоположение, относящее к подведомственности судов общей юрисдикции исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, не является неопределенным и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан[294].



Источник: https://infopedia.su/19x4110.html

Подведомственность гражданских дел. Виды подведомственности

Определение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):

    • суд;
    • арбитражный суд;
    • третейский суд.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    • исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    • дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;
    • дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;
    • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
    • дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

Внимание! Споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физических лиц подведомственны судам общей юрисдикции (см. Обзор Президиума Верховного Суда России от 22 мая 2013 г. “Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств”).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности гражданских дел

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подве­домственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом).

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/podvedomstvennost-grazhdanskich-del-vidi-podvedomstvennosti

Как определить подведомственность дел судам

Определение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Как определить подведомственность дел судам? Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд.

Судебная подведомственность определяет компетенцию Конституционного суда Российской Федерации (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов по рассмотрению того или иного дела.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, получили наименование «гражданских дел».

В общем виде подведомственность судам общей юрисдикции определена в ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой суды общей юрисдикции разрешают все дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. К ним относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений;
  • дела особого производства;
  • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

https://www.youtube.com/watch?v=eikiqlur-DA

Кроме того, необходимо помнить о том, что если в заявлении содержатся несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если же разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел арбитражным судам

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

  1. все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  2. все уголовные дела;
  3. иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

В случае изменения наименований указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Друзья, как определить подведомственность дел судам

Источник: https://law-raa.ru/kak-opredelit-podvedomstvennost-del-sudam.html

Подведомственность дел судам общей юрисдикции. Критерии подведомственности и ее виды

Определение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).

Подведомственность (в общем смысле) – это совокупность признаков, характеризующих правонарушение, а в некоторых случаях и лицо, его совершившее, исходя из которых рассмотрение и разрешение возникшего в связи с этим спора должно быть осуществлено судом общей юрисдикции по правилам гражданского процессуального законодательства, а не Конституционным Судом РФ и не арбитражным судом.

Традиционными являются три формы защиты:

1) судебная (подведомственность дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам);

2) административная (государственные органы, органы местного самоуправления);

3) общественная (третейские суды и др.).

Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит из нескольких этапов (гл. 61 ТК РФ). Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами.

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу. Любое гражданское дело относится к одному из видов судопроизводства (исковому, особому, приказному и т.д.).

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, основанным, например, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение и т.д.

1. Характер спора – определяет подведомственность органов судебной власти.

2. Субъектный состав участников спора – позволяет провести разграничение между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

3. Наличие или отсутствие спора – определяет подв. между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юр. фактов (нотариусы, органы загса). Так, при отсутствии спора между супругами при расторжении брака брак будет расторгаться органом загса, а при наличии спора – судом.

4. Наличие договора между сторонами спора определяет подведомственность между государственными и негосударственными третейскими судами.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется по совокупности 2 признаков:

1) наличие спора о праве;

2) спор не отнесен к компетенции арбитражного суда.

Характер спора в данном случае значения не имеет.

К подведомственности арбитражных судов отнесены исковые дела при наличии 2 критериев:

1) характер спора — экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) субъектный состав — юридические лица и граждане-предприниматели.

Однако данное правило не действует, когда речь идет о спец. подведом. дел арбитражным судам (ст. 33 АПК).

Выделяют следующие виды подведомственности:

1.Исключительная подведомственность устанавливается в случаях, когда законодатель прямо указывает, какой компетентный орган правомочен разрешить соответствующий спор или вопрос.

2. Условная подведомственность определяется органом, способным разрешить спор или иной правовой вопрос при наличии условий, указанных в законе.

3. Договорная подведомственность возникает в случаях, указанных в законе, когда стороны договариваются передать спор, возникший между ними, определенному органу, о чем оформляется соответствующее соглашение.

4. Альтернативная подведомственность предполагает возможность выбора между судебным и несудебным юрисдикционным органом, причем обращение в несудебный орган не лишает лицо в дальнейшем права обращения в соответствующий суд.

В рамках судебной подведомственности выделяют исключительную судебную подведомственность и множественную.

Исключительная судебная подведомственность предполагает единственным органом разрешения спора или вопроса суд (общей юрисдикции или арбитражный).

В рамках множественной подведомственности выделяют:

1) альтернативную судебную подведомственность — возможность рассмотрения спора о субъективном праве, как в судебных органах, так и в ином государственном органе или общественной организации по выбору заинтересованного лица;

2) договорную судебную подведомственность — возможность выбора органа, разрешающего спор о праве по взаимному соглашению сторон;

3) условную (императивную) судебную подведомственность — возможность обращения в судебные органы только после соблюдения досудебного порядка разрешения спора.

Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражд. судопро-ва, поскольку рассматривается и разрешается в ином суд. порядке (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).

Источник: https://studopedia.ru/8_150212_podvedomstvennost-del-sudam-obshchey-yurisdiktsii-kriterii-podvedomstvennosti-i-ee-vidi.html

Подведомственность гражданских дел: понятие, виды, отличия от подсудности

Определение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Подведомственность гражданских дел – это совокупность факторов, позволяющих определить организацию, в которую следует обращаться для разрешения споров и проблемных вопросов. Рассмотрим, что такое подведомственность, чем отличается от подсудности, какие бывают виды и как понять, куда подавать заявления и жалобы по разным категориям дел.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Что такое подведомственность?

Подведомственность в гражданском процессе – это понятие, разграничивающее предметную компетенцию судов, органов государственной и муниципальной власти, нотариата, и иных организаций, которым предоставляется право рассмотрения споров.

Простыми словами: подведомственность предполагает, что спор можно разрешить не только в суде, но и через другие учреждения. Однако есть исключительная подведомственность, когда конфликты разрешаются только в судах. Рассмотрим все виды более подробно.

Виды подведомственности в гражданских делах

В гражданском законодательстве подведомственность делится на несколько видов:

  • альтернативную;
  • исключительную;
  • условную;
  • императивную.

Императивная подведомственность

Под императивной подведомственностью подразумевается обязательное объединение в одно дело нескольких требований, подлежащих рассмотрению в разных судах: например, в суде общей юрисдикции и арбитражном.

Важно! Если часть требований рассматривается районным, и еще одна часть – арбитражным судом, — разбирательство должно проходить в суде общей юрисдикции, если разделение невозможно (ст. 22 ГПК РФ).

Если требования разделяются, судья выносит определение об отказе в принятии иска, который должен рассматриваться арбитражным судом, и принимает требования, относящиеся к компетенции суда общей юрисдикции.

Кратко: понятие подведомственности актуально, если нужно определить, куда именно обращаться для решения проблемы.

Виды подсудности

Многие люди часто путают понятия «подведомственность» и «подсудность», в то время как между ними есть колоссальные отличия. Подсудность означает распределение разных категорий дел между судами.

Например, арбитражный суд не может рассматривать дела о взыскании алиментов, а районный – экономические споры юридических лиц.

Подсудность определяется гл. 3 ГПК РФ, где дела распределяются между разными судами:

  • мировыми;
  • районными;
  • военными или специализированными;
  • краевыми, областными, верховными судами республик;
  • верховным судом РФ.

Подсудность бывает родовой и территориальной, последняя делится на несколько подвидов. Рассмотрим все нюансы подробно.

Родовая подсудность

Родовая (предметная) подсудность определяется по предмету иска, разграничивается между судами первой инстанции по вертикали и определяется несколькими параметрами:

  • характером дела, предметом спора;
  • исковыми требованиями.

С точки зрения родовой подсудности споры делятся на подсудные мировым, районным, областным (краевым, городским, республиканским), Верховному суду РФ.

Здесь происходит разграничение компетенций судов: например, мировой не может рассматривать дела, подсудные районному, а районный не вправе разрешать споры, подведомственные областному.

Территориальная подсудность

При территориальной подсудности гражданские дела, подсудные судам одного уровня, разграничиваются в пространстве (по территории).

Простыми словами: в данном случае подразумевается выбор конкретного суда для подачи заявления в зависимости от места жительства истца или ответчика.

По отдельным категориям дел истец может делать выбор самостоятельно, но есть споры, где применяется исключительная подсудность, определяемая ГПК РФ.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность устанавливается ст. 30 ГПК РФ.

По отдельным категориям дел иски могут подаваться только в конкретные суды в зависимости от установленной территории:

  • оспаривание, установление прав на земельные участки, недра, здания, строения, нежилые и жилые помещения, снятие ареста с имущества – по адресу расположения объектов;
  • взыскание кредитной задолженности кредиторами после смерти заемщиков при вступлении правопреемников в наследство – по месту открытия наследственного дела;
  • споры по договорам перевозки – по месту расположения компаний-перевозчиков;
  • защита интересов группы лиц, в том числе по потребительским спорам – по адресу проживания или регистрации ответчика.

Пример исключительной подсудности:

Мужчина при жизни взял кредит на сумму 2 000 000 руб., через несколько месяцев умер. Остаток задолженности составил 1 700 000 руб.

По закону долги наследуются в пределах стоимости наследуемого имущества.

Наследственное дело открыто в другом городе, поэтому представителям банка для взыскания денег с правопреемников придется ехать туда согласно правилам исключительной подсудности.

Альтернативная подсудность

Альтернативная подсудность регламентируется ст. 29 ГПК РФ и предоставляет истцам право обращаться в любые суды: как по своему месту жительства, так и по адресу проживания ответчика.

По каким делам истец может подать заявление в судебный орган по адресу своего проживания:

  • расторжение брака, если с истцом проживает ребенок или поездка в суд по адресу проживания ответчика затруднительна из-за плохого состояния здоровья;
  • определение отцовства, взыскание алиментов;
  • возмещение вреда жизни и здоровью по вине ответчика;
  • пенсионные, жилищные споры о правах;
  • возмещение морального вреда за нарушение закона о персональных данных;
  • восстановление трудовых прав.

Обратите внимание! В исковом заявлении истец обязан указать адрес проживания ответчика. Если он неизвестен, иск подается по последнему известному адресу или в суд по местонахождению его имущества.

Договорная подсудность

Согласно ст. 32 ГПК РФ, стороны по конкретному делу могут самостоятельно изменить территориальную подсудность по предварительной договоренности.

Это возможно только до принятия иска к производству. Исключение – родовая и исключительные подсудности: они определяются ГПК РФ, поэтому по согласованию меняться не могут.

Подсудность связанных дел

Здесь подразумевается возможность предъявления иска по месту жительства одного ответчика, если их несколько и все проживают в разных местах. При объединении требований истец вправе выбрать конкретный суд самостоятельно.

Пример подсудности связанных дел:

Группа людей из хулиганских побуждений повредила автомобиль гражданина. Он обратился в полицию, их привлекли к уголовной ответственности. Собственник машины решил взыскать компенсацию за причиненный имуществу вред. Для этого он подал в суд заявление по месту проживания одного из виновников, т.к. все зарегистрированы в разных субъектах РФ.

Кратко: в отличие от подведомственности, подсудность затрагивает исключительно суды. Понятие используется для определения компетенции судов по конкретным делам.

Подведомственность и подсудность: отличия

Эти два понятия отличаются по критериям:

ПонятиеСмыслПорядок определенияПоследствия нарушения
ПодсудностьИспользуется только по отношению к судам, разграничивает их компетенциюОпределяется после уточнения подведомственностиЕсли человек обратился не в тот суд, материалы дела передаются в соответствующий судебный орган
ПодведомственностьПрименяется к судам, муниципальным и государственным учреждениям, иным организациямПри возникновении проблемы гражданином определяется сначала подведомственность, т.е. госорган, куда следует обращатьсяПри нарушении подведомственности делу по заявлению гражданина ход не дается

Как определить подведомственность?

Чтобы определить, куда обращаться, достаточно сделать несколько простых шагов:

  1. Определить характер проблемы. Например, споры с работодателями зачастую решаются через Государственную трудовую инспекцию, по ЖКХ – через Жилищную инспекцию.
  2. Посмотреть, есть ли основания для обращения в суд и обязателен ли досудебный порядок урегулирования.

Если основания для подачи иска есть, устанавливается предмет спора, а затем уточняется родовая подсудность. После этого нужно определиться с территориальной и узнать, куда направлять заявление – по месту жительства истца, ответчика, или расположению имущества.

Пример:

Мужчина работает в организации, за мелкое нарушение работодатель делает ему замечание с занесением в личное дело.

Гражданин посчитал, что это негативно отразится на его карьере, и пожаловался в Государственную инспекцию по охране труда, т.к. с учетом правил подведомственности такие дела разрешает именно эта организация.

Однако для отмены приказа мужчине пришлось обратиться в суд, т.к. инспекция нарушений со стороны руководителя не выявила.

Согласно правилам подсудности, дело рассматривалось районным судом по месту нахождения предприятия. Решение вынесено в пользу истца, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания отменен.

Заключение Эксперта

Подведомственность гражданских дел делится на несколько категорий: альтернативную, условную, императивную, исключительную.

При определении суда, в котором будут проходить разбирательства, большое значение имеет подсудность – именно от нее зависит, куда истец будет обращаться.

Если у вас остались вопросы или вам требуется помощь в судебных разбирательствах, оставьте сообщение нашим юристам. Вам ответят в короткие сроки и сделают все для быстрого решения вашей проблемы с правовой точки зрения.

Ответы юриста на популярные вопросы

Хочу развестись с мужем, взыскать с него алименты на себя и ребенка. Куда мне обращаться?

Дело подлежит рассмотрению в мировом суде, если нет спора о ребенке. Заявление можно подать по своему адресу или месту регистрации ответчика – выбор предоставляется истцу.

Мы с мужем хотим развестись, но не можем согласовать, с кем останется общий сын. В какой суд подавать заявление?

Если нужно определение места жительства ребенка, иск подается в районный суд.

Мне нужно взыскать с магазина компенсацию вреда здоровью, причиненного мне при употреблении некачественных продуктов, купленных в нем. В какой суд обращаться?

Вы можете подать иск в районный суд по своему адресу или адресу ответчику – на ваш выбор.

Что делать, если я не знаю, где зарегистрирован ответчик?

В таком случае иск подается по последнему известному адресу регистрации ответчика, либо по месту расположения его имущества.

Хочу оспорить увольнение и восстановиться на рабочем месте. Куда мне обращаться?
Иски по таким делам подаются в районные суды по адресу регистрации организации-работодателя.

Источник: https://SocPrav.ru/podvedomstvennost-grazhdanskih-del

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.